Антоний Великий
Антоний Великий один из основателей монашества
Душа состраждет телу, а тело не состраждет душе.
Никто без искушений не может войти в царствие небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся.
Если станем жить, как умирающие каждый день, то не согрешим.
Взирая на мир, не будем думать, будто отреклись мы от великого чего, ибо и вся эта земля очень мала перед целым небом. Поэтому, если бы и над всею землею были мы господами и отреклись от всей земли, то и в этом не было бы ничего равноценного царству небесному.
Как, из чрева исшедши, не помнишь того, что было в чреве; так, исшедши из тела, не помнишь того, что было в теле. Как, из чрева исшедши, стал ты лучше и больше телом; так, исшедши из тела чистым и нескверным, будешь лучшим и нетленным, пребывая на небесах.
Бог благ, бесстрастен и неизменен. Иной недоумевает, однако ж, как Он о добрых радуется, от злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; но Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом – по сходству с ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, становимся отверженными от Него. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах отпущение грехов, то это не то значит, что Бога мы ублажили и его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения.